Содержание

Предисловие
Введение
1. О разнообразии
2. Человеческое разнообразие
3. Идеология
4. Народ
5. Критерии
6. О красоте
7. Управление
8. Высшие цели
9. Цели и лозунги
10. Производительность
11. Власть
12. Образование
13. Преступность
14. Ощущения
15. Свобода
16. О языке
17. Выборы
18. О взаимоотношениях людей
19. Принципы Христиановича
Заключение
Литература

 

 
И.Д. Грудев

"ВРЕМЯ   ПОДУМАТЬ"

         
11. Власть

В дикой природе власть по большей части захватывается силой и, также как и в человеческом обществе, бывает единоличной (монархия) и групповой (олигархия). Биологи могут привести многочисленные примеры обоих типов власти среди самых различных сообществ животных.

Власть в человеческом обществе, в отличие от животных сообществ, может быть ещё и наследственной. В дикой природе такого, насколько мне известно, не встречается. Это свидетельствует о том, что дикое сообщество с наследственной властью оказывается нежизнеспособным.

С наследственной властью в человеческом обществе всё ясно. Государство управляется наследником. При этом необходимо учесть, что рождение умного человека, способного оставить хоть какой - то след от своего существования на Земле, событие крайне редкое. Приблизительно такое же редкое событие – рождение умного наследника, поэтому такое государство, где власть передаётся по наследству, управляется людьми «средних» способностей, т.е. практически глупыми людьми. Случаи, когда глупый правитель окружил бы себя умными помощниками, исключительно редки. Как правило, наблюдается обратная картина: правитель хочет чувствовать себя самым умным в своём окружении, поэтому и помощников он подбирает под свой уровень интеллекта. В результате вся властная структура оказывается состоящей из неумных людей. А что такое неумный правитель в красках описано у Салтыкова – Щедрина [13], уж он – то, как губернатор, знал предмет, о котором писал.

В соответствии с теорией вероятности, иногда происходят редкие события и рождается умный наследник, он подбирает себе умных помощников и страна в этот период хотя бы в каких – то отношениях стремительно продвигается вперёд.

Несмотря на многие отрицательные стороны наследственной власти, она обладает одним положительным качеством: долговременностью управления. Для пояснения этого воспользуемся методом аналогии и приведём в пример рачительного хозяина лошади, который старается получше подогнать упряжь, старается всю зиму поддерживать здоровье лошади, так как после зимы придёт весна, и лошадь должна будет пахать и боронить, везти телегу и дать здоровое потомство. Так же и наследственная власть, рассчитывающая на долгое правление, заботится о своём народе, как рачительный хозяин заботится о своей лошади.

Власть ненаследственная никогда не бывает народной (демократической). Путём тех или иных махинаций, к власти всегда приходит или один человек (тиран) или небольшая группа (чуть было не написал шайка) олигархов. При последнем типе правления люди, захватившие власть занимаются выколачиванием денег из населения и интригами между собой, совершенно не заботясь о будущем того самого государства, в котором они живут.

Для большинства людей процесс управления другими людьми удовольствия не доставляет. Естественно такие люди к власти не рвутся и даже её сторонятся. Но в человеческом обществе всегда находятся такие, для которых командовать другими доставляет удовольствие. А уж если при этом удаётся заставить людей работать на себя, то тут и говорить нечего. Такие люди прикладывают всю свою энергию и все свои способности, чтобы попасть во власть.

Кроме непосредственной власти, существует ещё власть денег, поэтому часть властолюбцев ограничивается только деньгами (Гобсек [14], Скупой рыцарь[15]), другая часть стремится непосредственно к власти («Только б сесть мне на Путивле, пожил бы я власть – ведь на то и власть»), однако большинство властолюбцев стремится одновременно и к власти и к деньгам. Именно такие люди и образуют все виды ненаследственной власти.

Исключительно редко единоличный правитель собирается править долго, как например Сталин или Кастро, но никогда группа олигархов не рассчитывает удержаться у власти продолжительное время.

Естественно, если власть не рассчитывает на своё продолжительное правление, то её отношение к народу нельзя сравнить с отношением рачительного хозяина к своей лошади. Для сравнения здесь больше подходит разбойник, отобравший лошадь у крестьянина, и собирающийся использовать её лишь для следующего грабежа. Протянет она неделю и хорошо, больше и не надо. О какой заботе о лошади можно говорить в подобной ситуации! Подохнет лошадь через пару недель – туда ей и дорога, можно отобрать лошадь у следующего крестьянина.

Сейчас предвидеть, как будут развиваться в дальнейшем системы управления в человеческих сообществах, не представляется возможным.

Здесь уместно напомнить, что практически все религии и все философские школы предсказывали человечеству счастливое и безоблачное будущее: второе пришествие Спасителя, райские кущи (для праведников), справедливое и благоденствующее коммунистическое общество и т.д. Вместо этого человечество устроило 1000 – летний период войн в Китае, столетнюю и тридцатилетнюю войны в Европе, две Мировые войны, истребление целых народов, например, североамериканских индейцев, да и многих других народов, о которых знают одни лишь историки. Да и в мирное время счастья у людей прибавилось не очень много. Несмотря на огромное увеличение производительности труда в технически развитых странах, люди не стали трудиться там меньше. Несмотря на огромные успехи медицины, люди не стали болеть меньше даже в процентном отношении. Несмотря на значительное увеличение личного состояния во многих богатых странах, люди не стали там счастливее.

В настоящее время человечество оказалось во власти или наследников со «средним» интеллектом, или нечистоплотных властолюбцев. Учитывая предыдущую историю человечества, трудно поверить, что при таком управлении люди когда – либо смогут стать счастливыми. Остаётся надеяться только на тех героев, которые готовы отдать жизнь за счастье людей, ничего не получая в замен, кроме, может быть, посмертной славы.

Государство, управляемое кучкой алчных олигархов оказывается нежизнеспособным и в короткий исторический срок погибает. Для сравнения здесь больше всего подходит человек, зараженный смертельной болезнью. Для микробов чумы человек представляет собой среду обитания, в которой они живут и размножаются. Но при неконтролируемом размножении микробов человек погибает, так что микробы скажем «по своей неудержимой жадности» уничтожают среду своего собственного обитания, а стало быть, и самих себя. Не следует думать, однако, что эти самые микробы такие уж глупые, они надеются при кашле переселиться в другого человека и обеспечить себе новое поле для размножения. Современная Россия очень напоминает человека умирающего от чумы, а роль микробов играют все ветви власти с самого верха и до самого низа. Даже очень цензурированное современное российское телевидение постоянно демонстрирует этот процесс.

Можно задать вопрос, почему так происходит? Ответить на этот вопрос даже приблизительно и в самых общих чертах очень трудно. Ведь в дикой природе выживают сообщества с наилучшим управлением. По-видимому, виной тому именно человеческие законы. С тех пор, как человечеству перестало грозить полное вымирание в трудные периоды, у людей, не чистых на руку, появилась возможность пробраться к управлению. Процесс замены достойных руководителей недостойными оказался сильно нелинейным, и к настоящему моменту в управляющих структурах не осталось достойных людей вовсе.