Содержание

Предисловие
Введение
1. О разнообразии
2. Человеческое разнообразие
3. Идеология
4. Народ
5. Критерии
6. О красоте
7. Управление
8. Высшие цели
9. Цели и лозунги
10. Производительность
11. Власть
12. Образование
13. Преступность
14. Ощущения
15. Свобода
16. О языке
17. Выборы
18. О взаимоотношениях людей
19. Принципы Христиановича
Заключение
Литература

 

 
И.Д. Грудев

"ВРЕМЯ   ПОДУМАТЬ"

18. О взаимоотношениях людей

Попытки давать советы в части поведения людей или их взаимоотношений у многих философов составляли большую часть их учения, начиная с Конфуция и кончая современными философами. Однако как правило ничего хорошего из этого не получалось и улучшения рода человеческого не происходило.

В настоящее время психология только начинает поднимать голову, но психология не философия, и уж тем более не религия. Психология – это наука, и именно она даст истинные рекомендации, как установить оптимальные отношения между людьми. На этом пути уже появились и популярные книги, например книга Аллена и Барбары Пиз [8] .

Учитывая эти соображения, в этой главе не будет рассуждений о том, как людям следует вести себя при взаимодействии с другими людьми, как следует вести себя в коллективе, как следует вести себя на улице и, наконец, как следует вести себя гражданину в своём или в чужом государстве. Подобные вопросы составляют большую часть многих философских учений, однако все эти вопросы не имеют однозначного ответа. Ответы на один и тот же вопрос могут быть прямо противоположными в зависимости от принятой в данном обществе идеологии.

В обществе с православной идеологией многожёнство рассматривается как порок, заслуживающий самого сурового наказания, как это описано в басне Крылова «Троежёнец». Читатель помнит, чем закончилась эта печальная история. А в странах с мусульманской идеологией иметь четыре жены велел сам Аллах, который не запрещал к тому же иметь неограниченное количество наложниц.
В двух соседних древнегреческих государствах: Афинах и Спарте были совсем разные идеологии. Афины – классическая республика, управляемая законами, Спарта – царство с наследственной властью. В Спарте взаимоотношения между людьми строились на основе понятия чести, в Афинах конфликты разрешались в суде, за что спартанцы называли афинян сутягами.

В любом обществе в соответствии с принятой идеологией вырабатывались общепринятые правила поведения, выполнять которые предписывалось всем гражданам. Людей, нарушающих эти правила считали преступниками. И здесь следует отметить необыкновенное единство всех идеологий в борьбе с преступниками, за одним исключением.

Если к власти приходили откровенные преступники с точки зрения любой идеологии, в обществе устанавливалась преступная идеология, приводящая к гибели этого общества. Самым ярким примером такой идеологии стала идеология последних десятилетий существования СССР. Эта идеология была построена на неприкрытой лжи и поддерживалась только грубой силой. При уничтожении СССР никто из граждан этой огромной страны не поднялся на защиту этого государства, всем была поперёк горла насквозь прогнившая его идеология. Здесь речь идёт не о высоких лозунгах Свободы, Равенства и Братства, а о лозунгах их подменяющих: «граница на замке», «загнивающий капитализм», «преклонение перед Западом» и пр., и пр., и пр. С момента, когда появились высокие заборы «государственных дач», а олигархия, называвшая себя в то время номенклатурой, стала окружать себя всего лишь относительной роскошью, дни этого общества были сочтены.