Содержание

Предисловие
Введение
1. О разнообразии
2. Человеческое разнообразие
3. Идеология
4. Народ
5. Критерии
6. О красоте
7. Управление
8. Высшие цели
9. Цели и лозунги
10. Производительность
11. Власть
12. Образование
13. Преступность
14. Ощущения
15. Свобода
16. О языке
17. Выборы
18. О взаимоотношениях людей
19. Принципы Христиановича
Заключение
Литература

 

 
И.Д. Грудев

"ВРЕМЯ   ПОДУМАТЬ"

19. Принципы Христиановича

Работая с Сергеем Алексеевичем Христиановичем (САХом), невозможно было не удивляться его решениям, как научных, так и жизненных вопросов. Человек с одной стороны с очень сложной, а с другой с очень прямолинейной судьбой был, безусловно, одним из первых умов человечества в ХХ веке. Лично мне кажется, что в XVII веке он был бы учёным на уровне Ньютона, в XVIII веке на уровне Эйлера, в XIX веке на уровне Максвелла, а в ХХ веке он был Христиановичем.

Вспоминая совместную работу с Сергеем Алексеевичем, хотелось бы отметить некоторые характерные черты его образа мыслей, которые можно назвать принципами. Принципом вообще можно назвать утверждение или способ действия, правильность которого строго не доказана, но которое действует без сбоев, отказов и исключений в течение всего времени наблюдения.

Итак, принципы Христиановича от научных к жизненным и даже бытовым.

1. При решении сложной проблемы всё внимание следует сосредоточить на одной, самой трудной её части, как будто бы остальных частей и не существует вовсе.

Обычно серьёзная научная проблема состоит из нескольких задач разной трудности. Для некоторых способы решения известны, хотя сами задачи ещё не решены. Большинство людей начинают решать именно эти задачи, оставляя трудные задачи на потом. Другие задачи хотя и являются весьма трудными, но пути их решения просматриваются. И обязательно существует одна, самая трудная и даже малопонятная. В соответствии со сформулированным принципом заниматься нужно только ей, только её и нужно обсуждать, только на неё и нужно направить всё внимание.

Комментарий автора этой книги. Так следует поступать, во-первых, потому, что при решении этой задачи будут сделаны самые сильные допущения, в результате чего точность полученного решения в целом будет определяться точностью решения именно этой задачи. Вследствие чего для остальных частей могут понадобиться только самые грубые и легко получаемые оценки, и на их решение будут потрачены минимальные усилия. Во-вторых, менее сложные части проблемы можно поручить сотрудникам, и проблема в целом будет решена в самые короткие сроки.

2. Для работы необходимо создать коллектив. Коллектив может быть оформлен юридически: институт, отдел, лаборатория, но может быть и неформальным, состоящим из единомышленников.

В коллективе должны быть собраны люди разных уровней:
- умудрённые опытом, способные не только решить задачу, но и поставить её,
- молодые люди, полные энтузиазма с хорошим образованием, способные воспользоваться последними достижениями науки при решении поставленных задач,
- технический персонал.

Наибольшей эффективности в работе коллектив достигает тогда, когда работа идёт в основном со следующим уровнем и руководитель коллектива не тратит времени на решение второстепенных вопросов.

3. Руководитель должен быть компетентным настолько, чтобы правильно выбрать проблему. Проблемы могут быть очень нужными, но не решаемыми на данном историческом уровне. Например, в настоящее время очень нужен лёгкий, компактный и ёмкий накопитель электрической энергии, но вот уже более ста лет решить эту проблему не удаётся. Ни в коем случае нельзя ставить такие задачи перед коллективом до появления свежих идей.
Изумительным чутьём в этом отношении обладал Л. Эйлер, который сформулировал и получил решения огромного количества задач, причём все они были на грани человеческих возможностей той эпохи, но все были решаемыми!

Сергей Алексеевич всегда занимался задачами важными с точки зрения сохранения человеческих жизней: лётчиков испытателей и вообще людей, пользующихся авиационным транспортом, шахтёров, регулярно гибнущих от внезапных выбросов угля.  А также задачами, имеющими большое значение для страны или для науки: создание научного центра в Сибири, создание Физико-технического института, решение проблем нефтедобычи, теоретическое и экспериментальное изучение пластичности.

А вот математическая (физическая, модельная) формулировка задач полностью определялась гением САХа.

Для решения этих научных, человеческих и административных задач у Сергея Алексеевича были свои житейские принципы философского характера.

4. Манера говорить с собеседниками или с аудиторией.
При ответе сначала нужно дать прямой ответ, а уж потом говорить об обстоятельствах. (Сначала нужно говорить о средней величине, а уж потом обсуждать дисперсию)
Здесь необходимы примеры.

После значительного перерыва, при моей встрече с САХом спрашиваю о его делах, о его здоровье, о здоровье его жены. На последний вопрос получаю ответ: «Софья Давыдовна, насколько мне известно, чувствует себя нормально (прямой ответ), но Вы знаете, мы с Софьей Давыдовной развелись… тогда-то и по таким-то причинам…» (объяснение обстоятельств).

5. При возникновении спорных вопросов всегда использовать только истинные аргументы.
Пример.
Поручаю одному аспиранту рассмотреть небольшой вопрос в течение недели. Через неделю спрашиваю о результатах. Работа не выполнена потому, что: «Мама попала в больницу, тёща тоже болеет и т. д.» Естественно подозреваю молодого человека во лжи, но прямых доказательств нет. Естественно никаким дознанием не занимаюсь, так как правда со временем всплывёт сама собой, но к словам этого молодого человека после этого отношусь с осторожностью.

Поручаю другому аспиранту другой вопрос, но также на неделю. Через неделю спрашиваю о результатах. Работа не выполнена: «И. Д., погода была такая хорошая, а на меня навалилась какая-то усталость или лень и я соблазнился пойти с приятелями на байдарке. Знаете, мы прошли …» Я сам - байдарочник, ситуацию понимаю, к тому же он имел формальное право не работать, так как каникулы уже начались. Благодарен молодому человеку за то, что он, в соответствии со сформулированным принципом, использовал только истинные аргументы. С таким работать будет легче и приятнее. Не сержусь и не упрекаю его за невыполненную работу.

6. Ближайших сотрудников следует воодушевить и объединить путём совместных командировок, совместных трапез, выездов на природу или на дачу, работой в домашней обстановке, рассказами о своей жизни и т.д.
Пример.
В 70-ые годы так сложились обстоятельства, что сначала я работал с САХом как единомышленник, не будучи его официальным сотрудником. Лето, отпуск. САХ: «Иван Дмитриевич, приезжайте в воскресенье ко мне на дачу часиков в восемь (утра), там никого не будет, и мы с Вами сможем спокойно поработать…»

7. Сделанная работа должна быть тут же обсуждена и оформлена в виде отчёта, статьи, препринта и т.д.

В житейской обстановке этот принцип преобразуется в следующее правило. В новой квартире, а за годы моей работы с САХом он менял квартиру четырежды, следует сразу же и по возможности быстро произвести ремонт, чтобы потом об этом уже больше не думать.

8. Для человека, занятого решением серьёзных проблем, лучше всего подходит простая, скорее даже аскетическая домашняя обстановка.

Домашняя библиотека САХа была минимальной: один шкаф сплошь из подаренных авторами книг.
Когда же понадобилось написать статью в научно-популярный журнал «Природа» о предыстории формулы Жуковского, Сергей Алексеевич поднял без чьей-либо помощи все материалы по этому вопросу: и статью Дж. Рэлея об отклонении теннисного мяча после резаного удара и даже трактат Магнуса трёхвековой давности об отклонении летящих пушечных ядер, имеющих не центральную внутреннюю полость.

Всё равно всех нужных книг дома не собрать, это дело библиотек.

В заключение хочется сказать, что я очень благодарен судьбе за то, что она подарила мне годы работы с Сергеем Алексеевичем Христиановичем. Можно было бы привести многочисленные примеры из его жизни, иллюстрирующие правильность и практическую пользу сформулированных принципов. Для большинства людей, да и для автора этой книги в том числе, следовать этим принципам не всегда легко, однако всегда полезно.