|
Содержание
|
И.Д. Грудев
"ВРЕМЯ ПОДУМАТЬ" 19. Принципы Христиановича Работая с Сергеем Алексеевичем Христиановичем (САХом), невозможно было не удивляться его решениям, как научных, так и жизненных вопросов. Человек с одной стороны с очень сложной, а с другой с очень прямолинейной судьбой был, безусловно, одним из первых умов человечества в ХХ веке. Лично мне кажется, что в XVII веке он был бы учёным на уровне Ньютона, в XVIII веке на уровне Эйлера, в XIX веке на уровне Максвелла, а в ХХ веке он был Христиановичем. Вспоминая совместную работу с Сергеем Алексеевичем, хотелось бы отметить некоторые характерные черты его образа мыслей, которые можно назвать принципами. Принципом вообще можно назвать утверждение или способ действия, правильность которого строго не доказана, но которое действует без сбоев, отказов и исключений в течение всего времени наблюдения. Итак, принципы Христиановича от научных к жизненным и даже бытовым. 1. При решении сложной проблемы всё внимание следует сосредоточить на одной, самой трудной её части, как будто бы остальных частей и не существует вовсе. Обычно серьёзная научная проблема состоит из нескольких задач разной трудности. Для некоторых способы решения известны, хотя сами задачи ещё не решены. Большинство людей начинают решать именно эти задачи, оставляя трудные задачи на потом. Другие задачи хотя и являются весьма трудными, но пути их решения просматриваются. И обязательно существует одна, самая трудная и даже малопонятная. В соответствии со сформулированным принципом заниматься нужно только ей, только её и нужно обсуждать, только на неё и нужно направить всё внимание. Комментарий автора этой книги. Так следует поступать, во-первых, потому, что при решении этой задачи будут сделаны самые сильные допущения, в результате чего точность полученного решения в целом будет определяться точностью решения именно этой задачи. Вследствие чего для остальных частей могут понадобиться только самые грубые и легко получаемые оценки, и на их решение будут потрачены минимальные усилия. Во-вторых, менее сложные части проблемы можно поручить сотрудникам, и проблема в целом будет решена в самые короткие сроки. 2. Для работы необходимо создать коллектив. Коллектив может быть оформлен юридически: институт, отдел, лаборатория, но может быть и неформальным, состоящим из единомышленников. В коллективе должны быть собраны люди разных уровней: Наибольшей эффективности в работе коллектив достигает тогда, когда работа идёт в основном со следующим уровнем и руководитель коллектива не тратит времени на решение второстепенных вопросов. 3. Руководитель должен быть компетентным настолько, чтобы правильно выбрать проблему. Проблемы могут быть очень нужными, но не решаемыми на данном историческом уровне. Например, в настоящее время очень нужен лёгкий, компактный и ёмкий накопитель электрической энергии, но вот уже более ста лет решить эту проблему не удаётся. Ни в коем случае нельзя ставить такие задачи перед коллективом до появления свежих идей. Сергей Алексеевич всегда занимался задачами важными с точки зрения сохранения человеческих жизней: лётчиков испытателей и вообще людей, пользующихся авиационным транспортом, шахтёров, регулярно гибнущих от внезапных выбросов угля. А также задачами, имеющими большое значение для страны или для науки: создание научного центра в Сибири, создание Физико-технического института, решение проблем нефтедобычи, теоретическое и экспериментальное изучение пластичности. А вот математическая (физическая, модельная) формулировка задач полностью определялась гением САХа. Для решения этих научных, человеческих и административных задач у Сергея Алексеевича были свои житейские принципы философского характера. 4. Манера говорить с собеседниками или с аудиторией. После значительного перерыва, при моей встрече с САХом спрашиваю о его делах, о его здоровье, о здоровье его жены. На последний вопрос получаю ответ: «Софья Давыдовна, насколько мне известно, чувствует себя нормально (прямой ответ), но Вы знаете, мы с Софьей Давыдовной развелись… тогда-то и по таким-то причинам…» (объяснение обстоятельств). 5. При возникновении спорных вопросов всегда использовать только истинные аргументы. Поручаю другому аспиранту другой вопрос, но также на неделю. Через неделю спрашиваю о результатах. Работа не выполнена: «И. Д., погода была такая хорошая, а на меня навалилась какая-то усталость или лень и я соблазнился пойти с приятелями на байдарке. Знаете, мы прошли …» Я сам - байдарочник, ситуацию понимаю, к тому же он имел формальное право не работать, так как каникулы уже начались. Благодарен молодому человеку за то, что он, в соответствии со сформулированным принципом, использовал только истинные аргументы. С таким работать будет легче и приятнее. Не сержусь и не упрекаю его за невыполненную работу. 6. Ближайших сотрудников следует воодушевить и объединить путём совместных командировок, совместных трапез, выездов на природу или на дачу, работой в домашней обстановке, рассказами о своей жизни и т.д. 7. Сделанная работа должна быть тут же обсуждена и оформлена в виде отчёта, статьи, препринта и т.д. В житейской обстановке этот принцип преобразуется в следующее правило. В новой квартире, а за годы моей работы с САХом он менял квартиру четырежды, следует сразу же и по возможности быстро произвести ремонт, чтобы потом об этом уже больше не думать. 8. Для человека, занятого решением серьёзных проблем, лучше всего подходит простая, скорее даже аскетическая домашняя обстановка. Домашняя библиотека САХа была минимальной: один шкаф сплошь из подаренных авторами книг. Всё равно всех нужных книг дома не собрать, это дело библиотек. В заключение хочется сказать, что я очень благодарен судьбе за то, что она подарила мне годы работы с Сергеем Алексеевичем Христиановичем. Можно было бы привести многочисленные примеры из его жизни, иллюстрирующие правильность и практическую пользу сформулированных принципов. Для большинства людей, да и для автора этой книги в том числе, следовать этим принципам не всегда легко, однако всегда полезно.
|