<

 

 

Содержание

Предисловие
Введение
1. О разнообразии
2. Человеческое разнообразие
3. Идеология
4. Народ
5. Критерии
6. О красоте
7. Управление
8. Высшие цели
9. Цели и лозунги
10. Производительность
11. Власть
12. Образование
13. Преступность
14. Ощущения
15. Свобода
16. О языке
17. Выборы
18. О взаимоотношениях людей
19. Принципы Христиановича
Заключение
Литература

 

 
И.Д. Грудев

"ВРЕМЯ   ПОДУМАТЬ"

3. Идеология

Используя метод аналогии, заметим, что в дикой природе наблюдаются самые разнообразные типы поведения животных. Некоторые животные ведут одиночный образ жизни и взаимодействуют с особями своего вида только для размножения, например крупные хищники, такие как белые медведи, тигры, крокодилы. Другие животные, хотя и действуют одновременно, но друг с другом практически не взаимодействуют. Например, многие виды морских рыб, идущих на нерест в реки, или саранча, образующая огромные стаи, состоящие из почти невзаимодействующих насекомых. Третьи животные образуют сообщества с активным взаимодействием и даже с разделением обязанностей. Это стаи обезьян, прайды львов, стаи касаток, а также пчёлы и муравьи как в муравейниках, так и кочующие муравьи.

Среди животных с разделением обязанностей самые сложные взаимодействия существуют, по-видимому, в стаях волков. Часть из них летом ведут парный образ жизни, а зимой объединяются в стаи. Волки на севере Канады образуют стаю круглый год, причём потомство приносит только одна самка, а волчат выкармливают все члены стаи.

Можно утверждать, что все эти типы поведения имеют лишь одну цель: обеспечить наилучшую выживаемость вида в трудных условиях. При этом трудности могут быть самыми различными: ограниченность пищевых ресурсов, наличие конкурирующих видов (тигры и волки), необычно большое давление со стороны хищников или просто плохая погода.

Для выживания используются все возможности: увеличиваются размеры особи; совершенствуются поражающие средства: клыки, когти, яды; увеличивается  скорость бега, полёта, плавания; усиливаются средства обороны: толщина кожи, прочность панциря, поражающее действие игл, выделение пахучих веществ и т.д.

Однако следует признать, что одним из самых эффективных способов повышения выживаемости является усовершенствование способов поведения. Примеров тому тьма.
По отношению к человеческим сообществам: племенам, народам, государствам способ поведения определяется принятой в сообществе идеологией, из которой следуют общепринятые нормы поведения.

Учитывая, что животный мир для человека уже давно не представляет угрозы, за исключением микроорганизмов, идеология оказывается оружием и средством защиты людей против людей.

Несмотря на огромное различие идеологий, от крайне агрессивных до крайне уступчивых, все они служат средством выживания и ничего более.

История даёт нам примеры совершенно различных идеологий. С древности и вплоть до наших дней большинство идеологий формулировались как религии. В новейшее время появились идеологии не опирающиеся на богов и на чудеса, например, марксистско – ленинская идеология, фашизм, недостаточно чётко сформулированная идеология современной Европы и Америки. Остались также и религиозные идеологии, такие как Ислам. Но безусловно лидирующей и наиболее прогрессирующей в наше время является атеистическая, материалистическая, научная идеология. Эта идеология пока ещё плохо оформлена, она не поставила ещё высших целей, она не сформулировала ещё броских лозунгов, она не заняла ещё ни в одном государстве положения государственной религии. Объяснить это можно недостаточностью научных знаний в областях психологии и социологии. Эти две важнейшие области человеческих интересов всегда были и пока ещё остаются в секторе философии [6,7,8], а то и религии.

Как показывает история, успешность или неуспешность идеологии связана с формулировкой некоторой перспективной цели, которая обычно имеет вид лозунга. Например, господство племени, народа, государства, межгосударственного союза над всеми другими племенами, народами или государствами. Получение различных благ одним племенем за счёт эксплуатации других племён (идеология фашистского типа, колониальная политика). Обеспечение людям, исповедующим данную идеологию полного счастья на Земле или на Небе (иудаизм, христианство, ислам, марксизм – ленинизм). Фантастический элемент в подобных идеологиях со временем заменяется материалистическими лозунгами, проповедующими, например, Свободу, Равенство и Братство на Земле.

Следует заметить, что в большинстве идеологий сформулированные правила сходны: правила «совершенных мужей» у Конфуция, заповеди Нагорной проповеди [17], моральный кодекс строителя Коммунизма в СССР – все призывают к труду, справедливости, уважению других людей и прочим добродетелям, все осуждают жадность, нечестность, подлость и другие отрицательные качества.

Благодаря способности к обучению все люди в большей или меньшей степени усваивают эти правила, что приводит к определённому единству общества, которое необходимо ему в трудные периоды.

Учитывая исторический опыт, можно утверждать, что все подобные лозунги весьма быстро изнашиваются и линяют, хотя первое время они являются очень привлекательными и могут иметь сильный резонанс среди людей. И если даже такие лозунги, которые провозглашают Справедливость и Доброту в короткое время всё-таки искажаются, то что уж говорить об идеологиях проповедующих индивидуализм, неравенство и прочие несимпатичные отношения между людьми, их обречённость видна с самого начала. Этот вопрос будет рассмотрен ниже.

Все идеологии внутренне противоречивы, поэтому вскоре после победы какой – либо из них в конкретном государстве идеология начинает вырождаться, порой превращаясь в собственную противоположность. Известно, что в долгой истории Китая революция несколько раз побеждала монархию, однако вожди революции становились основателями следующей династии императоров. Аналогичный процесс мы наблюдаем и сейчас, например, в Северной Корее.

Таким образом нет смысла рассматривать идеологию с точки зрения её лозунгов, но следует рассматривать её только как способ управления племенем, государством или даже союзом государств в течение определённого промежутка времени.

Прежде чем анализировать способы управления чем – либо или кем -  либо, необходимо рассмотреть сам объект управления и по возможности определить его свойства, чему и будет посвящён следующий раздел.