Содержание

Предисловие
Введение
1. О разнообразии
2. Человеческое разнообразие
3. Идеология
4. Народ
5. Критерии
6. О красоте
7. Управление
8. Высшие цели
9. Цели и лозунги
10. Производительность
11. Власть
12. Образование
13. Преступность
14. Ощущения
15. Свобода
16. О языке
17. Выборы
18. О взаимоотношениях людей
19. Принципы Христиановича
Заключение
Литература

 

 
И.Д. Грудев

"ВРЕМЯ   ПОДУМАТЬ"

5. Критерии

Что такое хорошо и что такое плохо? Что есть добро и что есть зло? Можно, как это сделал В.В. Маяковский, перечислить конкретные ситуации, и для каждой из них дать ответ. По такому же принципу строятся религии. Формулируется кодекс, набор частных правил, выполнение которых оценивается положительно, а нарушение этих правил оценивается отрицательно.

Фактически всё упирается в формулировки критериев. Профессионально занимаясь критериями прочности и составлением норм, считаю, что формулировка критериев – одно из самых трудных дел. Почти всегда при формулировке критериев необходимо посмотреть на проблему «свысока».
Посмотрим, как на этот вопрос можно ответить в ситуациях, в которых не присутствует человек.

В известной на современном уровне Вселенной происходят события по масштабу не сопоставимые ни земными, ни тем более с человеческими. Однако к этим событиям нельзя применить эпитеты плохой или хороший. Нельзя сказать, например, о взрыве сверхновой звезды хорошо это или плохо, нельзя сказать это добро или зло. Подходящим названием для таких событий будет «обычная» жизнь Вселенной. Обычная жизнь: не добро и не зло.

Если посмотреть на историю Земли, в которой были эпохи похолодания и потепления, когда климат на Земле значительно менялся. При этом очень сильно изменялся растительный и животный мир. Эти изменения для многих видов животных были убийственными, а для других видов были сопряжены с сильнейшими потрясениями, однако обо всех этих пертурбациях нельзя сказать добро это или зло. Просто обычная жизнь одной из планет солнечной системы и только.

Если обратиться к жизни диких животных, то мы увидим пищевую цепь: микроорганизмы создают почву, растения растут на этой почве, травоядные животные питаются растениями, хищники питаются травоядными, продукты жизнедеятельности животных попадают в почву и круг замыкается. Хорошо это или плохо? Ни то и ни другое, просто обычная жизнь в земных условиях.
Но и в человеческом мире с понятиями добра и зла всё не просто. Умирает человек. В одних случаях мы горько переживаем утрату и смерть нам представляется злом, а в других вздыхаем с облегчением – отмучился, и смерть предстаёт перед нами добром.

Однако понятия добра и зла не являются  чисто человеческими категориями, их можно распространить и на явления, в которых человек не принимает участия.

Если голодная стая волков убила и съела лося, то большинство людей отнесётся к этому событию как к обычному явлению. Но мне вспоминается рассказ о волке, который долго мучил оленёнка прежде чем его убить, хотя никто не мешал ему убить беззащитное создание сразу же. И среди диких животных встречаются особи с садистскими наклонностями. Им доставляют удовольствие мучения другого существа, которое не может ни оказать сопротивления, ни убежать. Безусловно все нормальные люди скажут – это зло.

Обратная ситуация приведена в маленьком рассказе, где описывается самоотверженное поведение воробья, который (или которая) защищал своего птенца перед собакой. Конечно, все без исключения скажут – это добро.

Эти примеры доказывают, что не только человеческие действия могут быть злом или добром. Эти понятия выходят за рамки человечества, хотя в дикой природе действия, подпадающие под эти определения по–видимому встречаются редко, но встречаются.

Критерии добра и зла, также как критерии хорошего и плохого, красивого и безобразного очень трудно сформулировать. Это обстоятельство во многих видах искусства нередко используется в корыстных целях, когда низкопробные произведения выдаются за шедевры и им назначаются высокие цены. К сожалению находятся и горе – критики от искусства, предлагающие нам одинаково восхищаться замечательными полотнами Васнецова, Сурикова, Репина и «Чёрным квадратом» Малевича или псевдодетскими рисунками Дега, Ван – Гога и иже с ними.

По-видимому этому надувательству жить осталось недолго. Весьма обнадёживающими явлениями в части оценок некоторых видов высокого искусства являются примеры вынесения оценок в спорте. Оценки выступлений фигуристов, гимнастов, боксёров оцениваются в некоторых условных единицах, причём точность оценок составляет обычно несколько процентов, а это уже научная точность.

Современные компьютерные игры достигли такого уровня синтеза, а следовательно и анализа движений, что легко себе представить как за выступлениями фигуристов следит объектив  видеокамеры, который сравнивает исполнение той или иной фигуры с идеальным исполнением этой фигуры и даёт оценку данному исполнению. Компьютер может повторить данное исполнение в замедленном темпе и очень тщательно оценить разницу между данным исполнением и идеальным, после чего выставленная оценка окажется научно обоснованной и обладающей высокой точностью.

Не нужно обладать большим воображением, чтобы додуматься до того, как будут оцениваться произведения живописи по качеству исполнения. Видеокамера и компьютер легко разберутся написана ли картина с высокой техникой или намалёвана между завтраком и обедом. Вслед за этим точной науке предстоит решить более тонкую задачу: если портрет тщательно выписан, а фон только обозначен то что это -  следствие замысла автора, который хотел, чтобы фон не отвлекал внимания зрителя от портрета? Или художник позволил себе схалтурить и сэкономить время и силы, не выписывая фон тщательно.

В настоящее время наука не может похвастать результатами анализа художественных произведений по глубине их идейного замысла. Этот вопрос решается пока на философском уровне, поэтому можно высказать лишь предположение о том, что развитие анализа мышления позволит в будущем и в этой области получать строгие оценки. И тогда картины «Всадница» Брюллова и «Апофеоз войны» Верещагина получат очень разные оценки.

Однако уже появились соображения о том, каким образом в принципе можно оценивать такие абстрактные понятия как красота, чему и посвящается следующая глава.