Содержание

Предисловие
Введение
1. О разнообразии
2. Человеческое разнообразие
3. Идеология
4. Народ
5. Критерии
6. О красоте
7. Управление
8. Высшие цели
9. Цели и лозунги
10. Производительность
11. Власть
12. Образование
13. Преступность
14. Ощущения
15. Свобода
16. О языке
17. Выборы
18. О взаимоотношениях людей
19. Принципы Христиановича
Заключение
Литература

 

 
И.Д. Грудев

"ВРЕМЯ   ПОДУМАТЬ"

6. О красоте

Начнём анализ красоты с красоты человеческого лица и тела. И, как было уже сказано, воспользуемся казалось бы далёкой аналогией.

В студенческие годы, прошедшие в городе Долгопрудном, в котором в 1952 году не было ни одного квадратного метра асфальта, а стало быть грязь в дождливую пору была такая, что все молодые люди ходили в галошах, была изобретена единица грязи: один «Долгопр» – такая грязь, когда галош стаскивается с ботинка и остаётся в грязи. Вполне научно, почти строго. При разговоре всем было понятно, что такое грязь в пол долгопра.

Там же была изобретена единица красоты женского лица по фамилии вымышленной предельно некрасивой девушки: один «Фигль». Идеальная красота соответствовала ста фиглям, поэтому, когда молодой человек говорил, что познакомился с девушкой на 80 фиглей ему завидовали, а если он говорил, что познакомился с девушкой на 15 фиглей на него смотрели с укоризной. Однако числа 80 и 15 определялись по умолчанию, не было сформулировано никаких критериев назначения этих чисел. И всё-таки была введена количественная оценка красоты.

Другая подсказка для анализа красоты содержалась в фантастическом рассказе о космических пришельцах на Землю. Какая–то внеземная цивилизация организовала экспедицию с единственной целью собрать сведения о других цивилизациях, ни в коем случае не вмешиваясь в их жизнь. Поэтому «собиратели» должны были принимать облики местных обитателей. В такой постановке собиратели принимали облик средних местных жителей. Попали они в Древний Рим. Один принял облик нищего, другой бродячей собаки, третий летучей мыши, а четвёртая приняла образ женщины. Первые три прекрасно справлялись со своей работой, и никто на них внимания не обращал. А с четвёртой происходило что-то непонятное. Когда она шла по городским улицам все оборачивались и смотрели на неё. Кончилось тем что за ней увязались двое молодых мужчин, и ей пришлось от них убегать. Догнать её они конечно не могли, но в какой-то момент она остановилась и преследователи увидели, что она приняла совершенно неестественную для женщины позу. Они поняли, что перед ними не женщина, а богиня и пали ниц.

Автор этого рассказа оказался глубоким философом и понял, что красота это нечто среднее. Недаром же существуют такие понятия как «золотая середина», «золотое сечение».

Для читателя располагающего временем и возможностями могу предложить следующий эксперимент. Необходимо собрать 36, а лучше 100 фотографий с изображением лиц в одинаковом ракурсе, например, фас или профиль, и строго одинаковых размеров. На фотографиях следует отметить ряд характерных точек: положение зрачков, начало, середина и конец бровей, середина кончика носа, уголки и середина губ, несколько точек на границе волосяного покрова, несколько точек, определяющих положение уха и т.д. Затем следует задать координаты характерных точек и для каждой точки выполнить статистическую обработку на выборке из 36 (или 100) фотографий: определить средние значения координат точки и дисперсию (среднеквадратическое отклонение). Если теперь нарисовать лицо по средним характерным точкам, то получится идеально красивое лицо.

После этого для любой фотографии и для любой точки можно определить величину отклонения характерной точки от среднего положения и безразмерную величину –  стандартное отклонение, т.е. частное от деления величины отклонения на корень квадратный из дисперсии. Среднее значение стандартных отклонений по данной фотографии можно принять за меру отклонения данного лица от идеального (среднего). Можно исследовать значимость (вес) отдельных характерных точек и выяснить, отклонение какой из характерных точек оказывает наибольшее влияние на человеческое восприятие красоты, а отклонения каких точек от среднего положения значения почти не имеют.

Тоже самое можно проделать и с характерными точками фигуры [8]. Средняя фигура опять-таки окажется идеальной с человеческой точки зрения. Именно поэтому героиня рассказа оказалась настолько красивой, что все обращали на неё внимание.

На человеческое восприятие красоты большое влияние оказывает мода. Благодаря человеческой способности к обучению, он очень легко поддаётся влиянию моды и критерии красоты в результате могут оказаться сильно смещёнными от средних значений характерных параметров. Например, мисс Мира выбирается среди высоких девушек, поэтому рост признанных красавиц оказывается значительно большим среднего значения.

По многим параметрам люди дают высокую оценку другим людям отнюдь не по средним значениям, а скорее близким к крайнем. Люди восхищаются сильными, умными, быстрыми и т.д. Наоборот, к средним они относятся скептически, поэтому эта глава может утешить некрасивых, когда они поймут, что красота лица и тела всего лишь нечто среднее.
Красота деревьев связана по-видимому с некоторой соразмерностью горизонтальных и вертикальных размеров, с симметрией, с плавностью очертаний, а также с цветом листвы.

Красота животных также как и у человека близка к некоторым средним. Мало кому нравятся таксы на одном краю и короткие высокие борзые на другом краю. Почти все люди голых собак оценивают отрицательно, также как и с очень длинной шерстью. Большинству людей самыми красивыми представляются собаки средних размеров с шерстью средней длины и со средними параметрами сложения.

Пока трудно сказать чем определяется красота движений, но нет сомнения, что и здесь в недалёком будущем будут сформулированы научно обоснованные критерии красоты.

Критерии красоты могут меняться у одного и того же человека в зависимости от обстоятельств. Так например пятиэтажные дома, построенные в СССР в 60 – ых годах прошлого столетия ни у кого не вызывали восхищения. Затем от серии к серии архитектура стала немного улучшаться. Когда же появились 17 – ти этажные дома серии П-44, они показались вполне симпатичными. Теперь же в 2005 году, когда по индивидуальным проектам строятся значительно более красивые дома, построенные дома упомянутой серии кажутся посредственными. Всё дело в сравнении. Однако критерии сравнения пока не разработаны. Их ещё предстоит выяснить, что по-видимому будет сделано специалистами по компьютерной обработке информации в ближайшем будущем.