Содержание

Предисловие
Введение
1. О разнообразии
2. Человеческое разнообразие
3. Идеология
4. Народ
5. Критерии
6. О красоте
7. Управление
8. Высшие цели
9. Цели и лозунги
10. Производительность
11. Власть
12. Образование
13. Преступность
14. Ощущения
15. Свобода
16. О языке
17. Выборы
18. О взаимоотношениях людей
19. Принципы Христиановича
Заключение
Литература

 

 
И.Д. Грудев

"ВРЕМЯ   ПОДУМАТЬ"

Введение

Кто–то из философов хотел построить философию также строго, как построена геометрия Евклида. По–видимому, этого нельзя сделать в принципе, так как философия – это не наука, однако постараться сделать философию по возможности более строгой представляется очень заманчивым, поэтому ниже постоянно будет использоваться метод аналогий, дающий рассуждениям некоторое основание.

Среди животных встречаются такие, которые явно проявляют чувство любознательности. Причём не только высшие млекопитающие, такие как обезьяны, но и птицы, например вороны, и даже беспозвоночные – осьминоги. Но эта черта у человека выражена наиболее ярко. Конечно имеются в виду не все люди, но об этом позже. Любознательному человеку просто необходимо иметь ответы на все вопросы, и так было во все времена, начиная с самых древних.

Можно сказать, что знания человека должны обладать свойством «замкнутости», т.е. каждый сектор жизненных человеческих интересов в любом направлении должен быть объяснён.

Не имея возможности правильно объяснить явление, человек придумывал хоть какое – то объяснение, пусть даже фантастическое. Но на любой вопрос должен быть ответ. Пусть даже неправдоподобный.  Первое объяснение мира было религиозным. Гремит гром – это Илья ­ Пророк едет по небу на колеснице. Наступила засуха ­ это прогневался Бог, его следует задобрить, нужно принести ему жертву. Человек не может ниспослать на землю желанный дождь, а Бог может. Боги – могущественны, а человек слаб.

Всякая религия включает в себя чудеса, а то и целиком основывается на чудесах. Между Богами и людьми встают жрецы или священники, и, если Боги требуют жертв, то и их служители в обиде не остаются. Но люди только слышат о чудесах, а в жизни их не видят. «Доказательства» чудес не убедительны, поэтому людям необходима «вера». Если вера недостаточна, на помощь убеждениям о вечном блаженстве в раю и о вечных муках в адском огне приходит настоящий огонь, пытки, казни. И это не только в тёмные Средние века, то же самое было и с теми, кто живя в СССР недостаточно искренне придерживался религии под названием Марксизм – Ленинизм.

Но во все времена находились люди, которые старались объяснить Мир, исходя из наблюдаемых явлений, т.е. материалистически. Они ещё не располагали научными данными, им ещё не были известны законы, по которым происходят те или иные явления, но они стояли на реальной почве и предлагали объяснения явлений без помощи чудес. Эти люди – философы.

Мир бесконечен в пространстве было сказано ещё тогда, когда о размерах Земли никто не имел даже приблизительного представления. Мир вечен во времени было сказано тогда, когда о возрасте Земли даже и спрашивать было нелепо. Мир состоит из мелких частиц нескольких видов, а до рождения Менделеева пройдёт ещё два тысячелетия. Все подобные утверждения были сделаны философами. Снимем перед ними шляпу, отдадим дань Великим.

Своими высказываниями философы выбивали почву из под ног религии, и, естественно, как могла религия боролась с ними. И не следует думать, что такая борьба происходила в далёком прошлом, когда Сократа приговорили к смерти за непочтение к богам или сожгли на костре Джордано Бруно, конечно только для того, чтобы спасти его душу. Преследования экономистов в 30 – ых годах ХХ – го столетия в СССР фактически представляли собой борьбу философов от экономики и приверженцев марксистско – ленинской религии. В наше время приверженцы капитализма, возведённого в ранг религии, тратят огромные средства на безнадёжную борьбу против философов от социализма.

Способы этой борьбы были и остаются самыми разными: физическое уничтожение противников религии: яд, костер, виселица, расстрел, моральное осуждение, препятствие в карьере, всё шло в дело. Но никогда не упускались из вида и более тонкие методы как бы примирения философии и религии. Так профессор – иезуит ??? в ХХ1 веке пытается спасти лицо католической церкви в её давнем споре с Галилеем [2].

Религия и философия – два противоположных объяснения Мира: фантастический и материалистический. Религия старше. Когда – то только она объясняла всё, но со временем её стала теснить младшая сестра – соперница философия. Уже во времена древней Греции появились сектора человеческих интересов, в которых религия и философия конкурировали.

Нашлись вольнодумцы, объясняющие устройство Мира отлично от религиозных представлений.
И тут на помощь философии появляется наука со своим объяснением природы. Метод науки логичный, обоснованный, экспериментально проверяемый и поэтому несокрушимый. Если религия и философия формулировали свои положения из умозаключений, в этом их сходство, и в этом их слабость, то наука опирается на опыт и в этом её сила. Если философия предлагала материалистическое объяснение природы и лишь составляла конкуренцию религии, то наука стала теснить их обеих, становясь на их место. Впрочем, помощники часто теснят тех, которым они помогают.

Первым ощутимым достижением науки, по – видимому, была геометрия. Построенная на постулатах, она не нуждалась в богах, а следующие из аксиом теоремы богам оказались неподвластны. Наука не только отвоевала себе сектор в поле человеческих интересов, но она фактически запретила заходить в этот сектор как религии, так и философии. Граница известного и неизвестного в этом секторе была образно говоря видна невооружённым взглядом, однако обсуждать неизвестное в этом секторе стали только математики, а философам и, тем более теологам вход туда был уже заказан.

С тех далёких эпох прошло много времени, наука расширила свой сектор очень сильно. Сейчас можно говорить о небольшом секторе ещё не освоенном наукой, причём основное место в этом секторе занимает философия, а на долю религии остались лишь жалкие крохи, конечно не по численности людей, но по значимости в судьбах человечества.

Устройство космического Мира обсуждают астрономы [5], а устройство микромира обсуждают физики. Устройство среднего мира изучают специалисты очень многих специальностей: геологи, почвоведы, палеонтологи, биологи и многие другие. Однако в таких важных для жизни человека сторонах деятельности, как взаимоотношения человека и природы, людей между собой, социальные отношения наука развита недостаточно. В этих областях вопросы нередко решаются на уровне здравого смысла, поэтому философский подход здесь вполне уместен.

В ряд религия–философия–наука необходимо поставить ещё и творчество или изобретательство. Строго говоря, этот род деятельности является старейшим из всех упомянутых. Однако настоящее своё развитие он получил только после того, как опёрся на достижения науки. Целью науки является анализ природных явлений, целью же изобретательства является синтез нового.

В истории человечества отмеченные четыре стороны деятельности оказываются тесно переплетёнными. Архитектура, скульптура и живопись относятся к творчеству, однако они обслуживают и религию, также как и другие нужды людей. Многие философы Средневековья, эпохи возрождения и даже нового времени по роду своей деятельности были священнослужителями и искренне верующими людьми. Люди творческих профессий и особенно профессиональные критики очень часто стоят на философских позициях, а профессиональные учёные нередко занимаются техническим творчеством и наоборот, изобретатели случается проводят замечательные научные исследования.

Подводя итог, можно сказать, что в ХХ1 веке областью философской деятельности являются ещё не решённые наукой вопросы, которые представляют интерес для человечества и поэтому безусловно заслуживают философского обсуждения. Часть из этих вопросов и рассматривается в предлагаемой книге.