Свойство «документальность» фотоснимка мы воспринимаем логическим рассудком как Шерлок Холмс, пытаясь понять смысл отображенного сюжета: что изображено, сколько объектов, в каких условиях, в каких отношениях, что именно происходит, почему и т. п. Чем полнее и яснее раскрывается смысл сюжета фотоснимка, тем полноценнее документальность, тем выше его полезность.
Особую ценность документальной фотографии составляет общественная значимость (важность, рейтинг) самих явлений и событий. Чем значительнее (с точки зрения общества) сам фотографируемый объект, тем ценнее документальность фотоизображения. Фотоснимки с высокозначимой документальностью оцениваются на вес золота! Поэтому все репортеры (особенно т. н. «папарацци») буквально охотятся за высокозначимыми персонами и событиями. Чтобы на этом и прославиться и сверхзаработать.
Но встречается и другое. Встречаются волшебники от фотографии, которые владеют секретом превращения малозначительных сюжетов в шедевры фотоизобразительного искусства. При этом такие шедевры, как правило, не обладают общественно-полезной информацией, т. е. бесполезны.
Если вас интересует исключительно полезная сторона фотографии,
если для вас важна только коммерческий эффект фотографии,
если для вас бесполезное фотоискусство абсурдно, не читайте дальше и не тратьте зря время… Спасибо!
2. Очарование художественной фотографией… Чем именно?
Подлинно-художественная фотокартина обладает наряду с объективно полезным качеством «ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ» еще и другим объективным качеством — тем, что можно определить как «ЭСТЕТИЧНОСТЬ». В отличие от полезной «документальности» качество «эстетичность» — частично бесполезно. «Эстетичность фотокартины»- собирательное эстетическое качество, которое составлено из нескольких эстетических свойств. Каждое из этих свойств характеризуется соответствующим эстетическим показателем (качественно — в виде термина и количественно — в виде уровня оценки).
Эстетическая наука (а точнее, техническая эстетика и теория дизайна) применительно к материальным продуктам труда (товарам) сумела обнаружить, различить, осознать эстетические свойства товара и охарактеризовать их определенными понятиями — эстетическими показателями. Главное, была осознана архи-важная роль формы товара (прямо по Гегелю; «ФОРМА СУЩЕСТВЕННА»)! Форма товара, оказывается, способна нести мощную информацию о содержании товара, его назначении, о человеке, его культуре, о среде и многом другом. Вот почему люди во всем цивилизованном мире готовы платить втридорога за т.н. «дизайн товара»!
В 1970-е гг. в единственной стране Мира на государственном уровне была разработана и нормативно установлена номенклатура эстетических показателей качества, обязательных к применению в сфере конструирования любых (!!! ) изделий. И этой страной оказался, как ни удивительно, СССР. Безнадежно отставая в практике дизайна, СССР в области теории технической эстетики вырвался «впереди Планеты всей». И Запад признал это, пригласив советского ведущего специалиста возглавить Международную организацию дизайна — ИКСИД.
Фотопроизведения — это тоже продукт человеческого труда, только информационного характера. К фотографии полностью применимы уже известные и опробированные практикой дизайна эстетические показатели качества продукции. В практике работы жюри фотовыставок, фотоконкурсов, редакций фотожурналов установился аналогичный набор основных обобщенных показателей эстетических свойств фотоснимков:
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ, ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ, ТЕХНИЧНОСТЬ
Давайте вместе обсудим смысл этих эстетических показателей фотоснимка.
Оригинальность
Это неординарность, новаторское отличие композиции рассматриваемой фотографии от композиции всех других известных фотографий (не путать с новизной самого объекта съемки, что характеризует документальную новизну фотографии).
Кстати, в дизайне новаторски выполненная форма товара, обладающая оригинальностью композиции формы, патентуется как «промышленный образец». Копировать подобный товар бессмысленно — это подсудное дело.
И если фотоснимок не обладает ни одним из признаков «оригинальности», он не сможет вызвать удивление у большинства опытных фотолюбителей. Такой фотоснимок фактически является копией аналогичных фотоснимков. К сожалению, начинающие фотолюбители выполняют абсолютно однотипные по композиции фотоснимки.
В редакции фотожурналов ежемесячно приходят сотни фотографий-близнецов, похожих как по сюжетному содержанию, так и по художественной композиции.
Показатель ОРИГИНАЛЬНОСТЬ является обобщенным, объединяя несколько частных показателей«оригинальности»,которые, в свою очередь подразделяются на единичные показатели «оригинальности».
Возникает вопрос — а возможно ли при всеобщем фотолюбительстве достичь оригинальности фотографий?
Практика отвечает утвердительно. Есть множество средств и приемов, применение и сочетание которых открывают безграничные возможности быть творцом Фотооригинальности.
Умению создавать оригинальные фотографии учат в художественных фотошколах.
Художественность
Самый главный и самый волшебный эстетический показатель.
В общественном сознании понятие ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ ФОТОГРАФИИ осознается весьма расплывчато, подобно расфокусированному изображению главного объекта. Постараемся раскрыть это понятие по содержанию.
Законы эстетики применительно к фотоискусству выявляют два взаимодополняющих частных показателя «художественности»: ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ и КРАСОТУ фотопроизведения. Их осознание является обязательным для творческих фотолюбителей, для членов жюри, для фоторедакторов, для преподавателей фотографии.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ — это способность фотокомпозиции своими изобразительными средствами наглядно раскрывать сокровенные, смысловые признаки снятых объектов и событий (существенно и многократно дополняя полезную документальность фотоснимка).
Выразительность многозначна как сам человек, как пейзаж, как многие объекты съемки. В фотопортрете многочисленные свойства выразительности наделяют внешний облик человека духовными признаками: характером, моралью, интеллектом. Если они есть — состоялся фотопортрет Личности. Если их не сотворили — фотопортрет превращается в портрет манекена.
КРАСОТА — это комплексное свойство фотокомпозиции демонстрировать органическую целостность, гармоничность и декоративность (не принося при этом абсолютно никакой пользы).
Воздействуя на зрителя, выразительность и красота вызывают изумление и восхищение:
выразительность — мощью сокровенной информации;
красота — очарованием декоративности и филигранно гармонической организации.
Действуя как волшебство, эстетические свойства фотографии буквально очаровывают зрителя и пробуждают желание попробовать самому — проявить себя волшебником в фотоискусстве.
Техничность
Это аккуратность и тщательность технического исполнения фотоизображения.
ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ