ФОТО АЛЬБОМ Статьи и советы . Все о фото  
      ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ  
ПОИСК
НОВОЕ
ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ
СЕРИИ
Фотографическая поэзия
или поэтическая фотография
ОТРАЖЕНИЕ
ЛЮДИ
СПОРТ
ДЕТИ
ВОСХОДЫ И ЗАКАТЫ
ФАУНА
ПТИЦЫ
ПОРТРЕТ
ГОРОД
ЦЕРКВИ
ФЛОРА
ЦВЕТЫ
НАТЮРМОРТ
ИНТЕРЬЕР
АВТОМОБИЛИ
РАЗНОЕ
Фото в прессе
КОНТАКТЫ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ОТЗЫВЫ
СОЗДАНИЕ САЙТОВ
СТАТЬИ
ФОТОРЕСУРСЫ
О чем молчит душа...

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ СЪЕМОК

К специальным видам съемок относят: панорамную, репродукционную, макро- и микросъемки, телескопическую и ряд других съемок.

1. РЕПРОДУКЦИОННАЯ СЪЕМКА

Современные технологии существенно упростили получение репродукций путем сканирования, но это общедоступно только для небольших форматов, А3, А4. Получить копии с крупноформатных картин и т.п. можно фоторепродукцированием. Этим же методом можно качественно увеличить мелкие оригиналы.

Общие сведения. Репродукционная съемка -
воспроизведение фотографическим способом различных плоских оригиналов. Оригиналы различаются по характеру техники исполнения. А поэтому различны и требования к получаемым с них репродукциям. Тип оригинала и требования к копням с него определяют выбор способа съемки и применяемых материалов (см таблицу, внизу страницы).

Репродукционную съемку, в зависимости от поставленных задач, производят в натуральную величину, с большим увеличением, но чаще с уменьшением.

Для репродукционной съемки применяют средне- и малоформатные фотоаппараты. Можно так же применять цифровые камеры, но в данном случае размер копии не сможет привысить 30х40 см (для камер с разрешением 6 мп), в то время, как даже малоформатные пленочные аппараты могут дать качественную копию размером 40х60 см.

Обычная мало- и среднеформатная фотоаппаратура позволяет производить съемку с расстояний не ближе 0,65 м, что дает возможность снимать оригиналы 30х40 см с 13-кратным уменьшением. Для съемки небольших оригиналов в укрупненных масштабах требуется увеличение растяжения камеры, которое достигается применением сильно выдвигающихся оправ объективов, удлинительных колец, тубусов и специальных приставок, устанавливаемых между объективом и фотоаппаратом.

В фотоаппаратах, не приспособленных к смене объективов, для этой цели применяют положительные насадочные линзы. Поставленные перед объективом, они образуют оптическую систему, фокусное расстояние которой значительно меньше остающегося неизменным рабочего отрезка фотоаппарата, что позволяет производить съемку в укрупненных масштабах. Каждому удлинительному кольцу и каждой насадочной линзе, применяемым с данным объективом, соответствуют свое предметное расстояние и свой масштаб съемки.

Применение удлинительных колец и больших растяжений аппарата практически не ухудшает качества изображения. Насадочные линзы, не учитываемые при расчете объектива, приводят к снижению резкости и геометрическим искажения изображения. В набор удлинительных колец входят 3 кольца, снабженных резьбой или байонет для соединения друг с другом и объективом. Высоту колец, необходимых для съемки, выбирают в зависимости от нужного масштаба съемки и вычисляют по формуле:

h=f'1/m
где f' — фокусное расстояние объектива, а 1/m — масштаб съемки.

Классификация оригиналов и репродукционной съемки

Виды оригиналов

Применяемые типы оригиналов

Требования к копиям

Метод съемки

Рекомендации по фотоматериалам

Штриховые: черно-белые

Чертежи, гравюры, планы, тексты, рисунки выполненые штрихом и точками на однородном фоне

Передача всех деталей оригинала с максимальным контрастом

В отраженном свете

Любые контрастные

Цветные

Правильно или специально искаженная тонопередача цветов

—//—

Сенсибилизированные, контрастные

 

Полутоновые: ч/б

Фотографии, рисунки с растушевкой, акварели, картины, мозаика

Точное воспроизведение полутонов оригинала

В отраженном свете без светофильтров

Любые нормальные или специальные полутоновые фототехнические

Цветные

Правильная тонопередача цветов оригинала

—//—

Сенсибилизированные - нормальные или специальные полутоновые фототехнические

 

Полупрозрачные: ч/б

Чертежи, рисунки, витражи, диапозитивы, транспоранты и т. д.

Передача всех деталей оригинала с необходимым контрастом

В отраженном свете на белом фоне или в проходящем свете

 

цветные

Точное воспроизведение полутонов и тонопередачи цветов

—//—

 

 

Требующие специальных условий съемки для выявления малозаметных или совсем незаметных для глаза деталей

Старинные, угасшие или специально уничтоженные тексты, катрины, следы или отпечатки на плоских поверхностях

Повышение контраста, позволяет выявить незаметные детали

В отраженном или проходящем свете в различных спектральных зонах, в том числе ультрафиолетовой и инфракрасной

От несинсибилизированных до специальных флюографических и спектрозональных цветных

2. МИКРОФИЛЬМИРОВАНИЕ

Микрофильмированием (или микрофотокопированием) называют способ получения уменьшенных копий плоских оригиналов: чертежей, карт, рукописных, печатных, графических и других документов. Используется для демонстрации с помощью диапроектора (слайдпроектора) на большие аудитории.

3. МАКРОФОТОСЪЕМКА

Макрофотосъемка - съемка малых предметов или их деталей в крупных масштабах (от 1 : 15 до 20 : 1), выполняемая специальными или обычными объективами. Макрофотография позволяет показать на снимке как видимые, так и не различимые невооруженным глазом объекты съемки.

Укрупнение масштаба съемки требует уменьшения предметного расстояния и увеличения расстояния от объектива до изображения, т. е. растяжения камеры. При больших увеличениях необходимы специально рассчитанные для съемки с коротких расстояний объективы - микроанастигматы. Макрофотосъемку в небольших масштабах можно производить обычными фотографическими объективами.

Увеличение расстояния от объектива до изображения снижает освещенность изображения на фотоматериале, что требует при съемке с удлинительными кольцами, приставками и большими растяжениями камеры увеличения выдержки.

Укрупнение масштаба съемки сильно уменьшает глубину резко изображаемого пространства.

Если при диафрагме 8 глубина резкости при съемке малоформатным фотоаппаратом в масштабе 1:m=1:5, Т-16 м, то при масштабах 1:1 и 5:1 она уже составляет 1,1 мм и 0,1 мм.

Глубину резко изображаемого пространства обычно регулируют диафрагмированием, однако сильное диафрагмирование ухудшает общую резкость и разрешающую способность изображения.

Съемку обычными малоформатными фотоаппаратами производят с помощью объективов с удлинительными колецами, макроприставками, удлиняющих растяжение камер или насадочпых линз.

Наиболее удобны зеркальные фотоаппараты. При съемках дальномерными фотоаппаратами необходимо пользоваться макроприставками, позволяющими визуально контролировать кадрирование и наводку объектива на резкость. Съемку в мелких масштабах (от 1:10 до 1:1) можно производить с рук. Для съемки в более крупных масштабах следует применять штативы.

Для освещения объекта надо применять два-четыре осветителя с обычными лампами по 60-90 Вт или вспышки, свободно перемещающиеся на шарнирах. Свет устанавливают так, чтобы максимально выявить объем, форму, структуру поверхности и характерные делали объекта, не допуская при этом образования глубоких теней и ярких отражений. Производят окончательную наводку объектива на резкость, на среднюю по глубине плоскость объекта.

Снимая с рук на натуре цветы, кору деревьев, насекомых, определяют точку съемки и наилучшее для объекта освещение. Если нужно, прикрывают объект от прямого солнечного света или так подсвечивают тени, чтобы выделить необходимые детали. Определив размеры объекта или снимаемого поля, находят масштаб съемки и подбирают высоту колец. Ввинтив удлинительные кольца при полностью открытой диафрагме, перемещают фотоаппарат по отношению к объекту (ближе - дальше), наводят объектив нз резкость по средней (по глубине) плоскости объекта.

4. ТЕЛЕСКОПИЧЕСКАЯ ФОТОСЪЕМКА

Телескопическая фотосъемка - съемка со значительных расстояний. Применяется в случаях, когда к объекту по тем или иным причинам нельзя подойти достаточно близко, чтобы сфотографировать его в нужном масштабе. Такими объектами могут быть дикие птицы и животные. Трудно подойти близко к объектам на спортивных состязаниях, при съемках геологических обнажений, горных вершин и т. д.

Во всех этих случаях применяют специальные телеобъективы, имеющие фокусные расстояния от 85 до 1000 мм. Фокусное растояние объектива можно так же увеличить с помощью специальных насадок - телековертеров. Чем больше фокусное расстояние телеобъектива или системы, тем крупнее будет изображение объекта при съемке с одного и того же расстояния. С увеличением масштаба изображения пропорционально фокусному расстоянию будет увеличиваться влияние перемещения объекта и колебаний самого фотоаппарата на нерезкость изображения (из-за "смазки" изображения на фотопленке за время экспонирования). Поэтому такие съемки лучше производить с хорошего упора или устойчивого штатива и по возможности с наиболее короткими выдержками. Съемку значительно удаленных объектов при наличии голубой воздушной дымки, снижающей контраст изображения следует производить с солнцезащитной блендой и желтыми, оранжевыми, а при сильной дымке даже с красными светофильтрами. Не рекомендуется снимать далекие объекты, лежа на земле, так как беспрерывное движение воздуха в надземном слое атмосферы нарушает общую резкость изображения.

Угол обзора и фокусное расстояние

Приведенные ниже фотографии сняты с одной точки объективами с различным фокусным расстоянием.

5. ПАНОРАМНАЯ ФОТОСЪЕМКА

Панорамным называют изображение, охватывающее весь круг или значительный сектор местности по горизонту (иногда по вертикали). Панорамирование позволяет расширить пределы снимаемого пространства и благодаря этому находит большое применение при съемке пейзажей, архитектуры и других широких или высоких объектов.
По углу охватываемого пространства панорамы принято делить на секторные и круговые.
Для съемки панорам существуют специальные панорамные фотоаппараты (например, "Горизонт").


Панорамные съемки обычными фотоаппаратами можно производить со штатива при помощи панорамной головки или просто с рук. Для этого делают ряд взаимно перекрывающихся снимков, которые затем монтируют в общую панораму.


При фотографировании с рук выбирают точку съемки и, устойчиво став на выбранном месте, распределяют тяжесть корпуса равномерно на обе ноги. Смотря в видоискатель фотоаппарата, находят начало сектора съемки, замечают по местным предметам правую границу кадра и производят съемку. Затем, не сходя с места и сохраняя то же положение оптической оси объектива по высоте, поворачивают фотоаппарат так, чтобы второй кадр на 10-15% перекрывал первый. Заметив границу второго кадра, делают второй, третий и последующие снимки.

Правильно

Не правильно


Чтобы обеспечить правильную последовательность кадров на фотопленке, съемку панорам надо производить, вращая фотоаппарат по направлению движения фотопленки. Когда снимаемый участок не уменьшается на панораме по высоте, производят съемку двухъярусной (или двухрядной) панорамы, снимки которой перекрываются как по горизонтали, так и между ярусами, При съемке вертикальных узких объектов делают вертикальные панорамы, перекрывая снимки по высоте.

Наилучшим освещением при съемке панорамы следует считать рассеянный свет, так как прямой солнечный свет освещает различные объекты в пределах одной и той же панорамы под различными углами по отношению к наблюдателю. Все кадры панорамы снимают с одинаковой экспозицией.

При панорамной съемке особое внимание следует уделять выбору точки съемки, так как прямые линии, расположенные перпендикулярно оптической оси объектива, на стыках снимков получаются изломанными. В панорамах архитектурных сооружений для уменьшения искажений перекрытие соседних кадров следует увеличить до 30-40%. Необходимо следить и за тем, чтобы близко к границам кадра не было движущихся предметов или теней от них, так как при съемке панорамы они могут попасть в разные снимки.

Съемку с небольшого удаления протяженных прямолинейных объектов, не умещающихся на одном снимке (архитектурные сооружения, выставочные залы, участки берега реки, стены карьеров и т. д.) производят также с перекрытием на нескольких снимках. Однако в этом случае вместо поворота фотоаппарата вокруг одной точки осуществляют последовательную съемку с различных точек стояния, расположенных по линии, параллельной основной плоскости снимаемого объекта. При этом необходимо тщательно следить за правильным расположением оптической оси фотоаппарата как по отношению плоскости объекта, так и по высоте. Снимки должны иметь одинаковый масштаб т. е. печататься с одним и тем же увеличением.

Особенности цифровой съемки

С самого рождения фотографии приверженцы этой новой художественной среды принимали "на ура" любую технологию, которая позволяла приблизиться к этой мечте. История фотографии - это не только рассказ о знаменитых людях, фотографиях и событиях, но и о технологических изменениях в области фотографии.

В 1826 г. во Франции Жозеф Нисефор Ньепс получил первое в мире фотоизображение.
ПотусторонуЛа-Манша простая, маленькая,"смазанная" фотография окна аббатства, расположенного к северу от Лондона, сделанная Уильямом Генри Фоксом Тальботом, ознаменовала начало эпохи непрерывного развития технических возможностей нового вида изобразительного искусства. На протяжении последних 175 лет такие люди, как Ньепс и Тальбот, много сил положили на то, чтобы разработать такие материалы, процессы и оборудование, которые позволяют легко, быстро и качественно запечатлевать окружающий нас мир.
Недавно я ездил в аббатство Лакок в Уилшире. Интересно, что бы подумал Тальбот, увидев, как я снимаю на цифровую фотокамеру то самое окно, которое когда-то снимал он, экспериментируя с новейшими на тот период достижениями фототехники (см. ил. 1). Мне кажется, он был бы в восторге. Это был настоящий энтузиаст, человек, одержимый идеей всеми способами и средствами снимать окружающий мир. Не надо особого воображения, чтобы представить себе, как он носится с цифровой камерой в одной руке и ноутбуком - в другой.



 

Я уверен, что Тальбот отнесся бы к цифровому изображению не просто с интересом, а принял бы его с распростертыми объятиями.

Окно аббатства - одно из первых фотоизображений в истории фотографии. То же окно, снятое цифровой фотокамерой 160 лет спустя, свидетельствует о том, какой путь прошла за это время фототехника.

 

ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 
  e-mail: ira@amparo.com.ru  
При использовании фото ссылка на сайт grudev.ru или указание имени автора ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Rambler's Top100