Содержание

Предисловие
Введение
1. О разнообразии
2. Человеческое разнообразие
3. Идеология
4. Народ
5. Критерии
6. О красоте
7. Управление
8. Высшие цели
9. Цели и лозунги
10. Производительность
11. Власть
12. Образование
13. Преступность
14. Ощущения
15. Свобода
16. О языке
17. Выборы
18. О взаимоотношениях людей
19. Принципы Христиановича
Заключение
Литература

 

 
И.Д. Грудев

"ВРЕМЯ   ПОДУМАТЬ"

         
12. Образование

 В настоящее время в развитых странах образование имеет три ступени: начальное, среднее и высшее. В некоторых странах градация образования бывает несколько иной, но эти отличия не принципиальны. Высшее образование можно считать полностью специализированным, поэтому люди, получившие высшее образование, имеют существенно разные знания в зависимости от специальности. Специализация среднего образования выражена значительно слабее, а начальное образование почти не специализировано. Такая система основывается на двух соображениях: первое соображение исходит из того, что имеется определённая необходимость в специалистах разных специальностей, поэтому система образования должна быть организована таким образом, чтобы удовлетворить эту необходимость. Второе соображение учитывает то обстоятельство, что человеку для выбора своей будущей специальности требуются некоторые начальные знания.

Однако при такой системе возникает определённая уравниловка, приводящая к тому, что в зависимости от интеллектуальных способностей одним ученикам учиться бывает очень трудно, и они усваивают курс с большим напряжением, а для других этот же курс скучен и неинтересен. У первых развивается комплекс неполноценности, а вторые напрасно теряют время. Первые получают знания, которыми они никогда не воспользуются, а вторые недополучают тех знаний, которые они могли бы усвоить и применять потом на благо общества.

Кроме того, имеется ещё одно обстоятельство, говорящее о вреде лишних знаний. В бытность СССР мой друг и коллега Пётр Ильич Перлин, объясняя широко распространённый в среде рабочих и крестьян алкоголизм, говорил: «Отчего среди рабочих столько алкоголиков? Виной всему среднее образование. Ведь все они в школе проходили Пушкина и Тургенева, всем им вдалбливали в головы мысль о высоком предназначении Человека. А когда они пришли в цех или на стройку, бригадир или прораб иначе чем с матерными ругательствами к ним не обращались. После такого рабочего дня и мне захотелось бы напиться!» Возражать против этого утверждения было почти невозможно.

Можно ли в принципе улучшить систему образования? На этот вопрос практически все ответят положительно. Но как это сделать? На этот вопрос единого мнения нет. Не предлагая здесь конкретных решений, можно, однако высказать несколько соображений общего характера.

Прежде всего, следует исходить из признания  очень сильного различия интеллектуальных способностей людей. В соответствие с этим необходимо как можно раньше разделить обучение так, чтобы ученики со слабыми способностями не были бы перегружены, а ученики с хорошими способностями не были бы недогружены. Это приведёт к тому, что образование может быть закончено к минимальному рабочему возрасту.

К этому возрасту все закончат своё образование, которое должно включать: для всех минимальное общее образование, для всех рабочую специальность, для всех солдатскую специальность, для тех, кто сможет, среднее специальное образование, для тех, кто сможет, среднюю военную специальность, для тех, кто сможет, высшее специальное образование гражданское или военное.
При этом постоянно служить в армии будут только те из получивших высшее военное образование, кто будет осуществлять подготовку и преподавание военных специальностей. Все остальные периодически будут участвовать в переподготовках и в учениях, которые одновременно будут являться как бы экзаменом за переподготовку.

Для подготовки научных работников целесообразно сохранить оправдавшую себя систему аспирантуры и докторантуры с обязательным написанием и  публичной защитой диссертаций.
Выборную систему в Академиях  следует категорически отменить, заменив её публичной защитой написанных книг в среде достаточно широкой научной общественности.

Организационные принципы осуществления этих соображений в принципе могут быть самыми разными, в зависимости от традиций в данном обществе.

В качестве примера могу предложить следующую систему, исходя из личного опыта. Это предложение следует рассматривать только как один из возможных вариантов, не претендующих на истину в последней инстанции.

В программу обязательного образования должны быть включены сведения, необходимые для выполнения общепринятых правил поведения и сведения для объяснения окружающей человека действительности в общих чертах.

В настоящее время этого нет. Большинство людей не имеет представления о технологиях изготовления многих предметов, которыми они пользуются повседневно. В то же время современных мальчиков и девочек учат анализировать литературные образы позапрошлого века. Учат истории князей и императоров и войн, которые они вели между собой, хотя больший интерес должны представлять сведения о жизни трудящихся: способах выращивания злаков и картофеля, принципах действия конской упряжи, а то ведь большинство людей не догадываются, какую роль играют дуга или шлея, которая почему – то попадает под хвост. Современные программы для средней школы в значительной степени сохранили черты программ, предназначенных для воспитания молодых дворян, чтобы они могли блистать в высшем свете.

Продолжительность общеобразовательного курса в разных школах должна отличаться в два раза. В одной части школ она должна занимать всё время обучения до минимального рабочего возраста, а в другой части она должна занимать половину этого срока. Таким образом, во второй части школ преподавание должно вестись вдвое более интенсивно. Во второй половине указанного срока в школах с интенсивным обучением часть учащихся получает среднее специальное образование, а те, кто сможет, получают высшее образование. В результате, все заканчивают свое обучение в одинаковом возрасте, когда они могут начать работать.

Обучение рабочим  и солдатским специальностям должно идти параллельно в специальных учреждениях: училищах или клубах. В качестве примера могу привести существовавший в Москве в мои школьные годы Клуб юных автомобилистов. Члены этого клуба практически получали профессию водителя. Это было полезно для общества, это было интересно, мальчики и девочки не слонялись без дела, а учили устройство автомобиля и учились им управлять, можно было с гордостью носить специальный клубный значок, можно было участвовать в больших автомобильных пробегах по стране и, наконец, это создавало членам клуба новый круг общения.

В те времена существовали детские железные дороги, клубы юных моряков и т.д. Все эти учреждения действовали строго на добровольной основе, финансировались центральной или местной властью, и для государства в целом были рентабельными, так как люди получали рабочие специальности как бы параллельно с основной деятельностью, т.е. учёбой в школе.

Для получения солдатских специальностей также можно использовать стрелковые, парашютные, авиационные и прочие клубы. Для развития физического здоровья можно использовать спортивные клубы.

Здесь обсуждаются не развлекательные программы, без которых можно обойтись, а программы получения специальностей, без которых ни одно государство не обойдётся, поэтому расходы на обучение общество всё равно должно нести. Однако в предлагаемом варианте экономится время, затрачиваемое на обучение, так как приобретение специальности происходит параллельно с получением общего образования. При этом возрастает период трудовой деятельности человека, увеличивается коэффициент полезного действия общества в целом и появляется возможность ставить и выполнять высшие цели.